Общие правила покера

Покер (англ. poker) — карточная игра, цель которой — выиграть ставки, собрав как можно более высокую покерную комбинацию, используя 5 карт, или вынудив всех соперников прекратить участвовать в игре. Игра идёт с полностью или частично закрытыми картами.

Конкретные правила могут варьироваться в зависимости от разновидности покера. Обобщающими элементами всех разновидностей покера являются комбинации и наличие торговли в процессе игры. Ввиду того, что игрок не знает карты своих противников, говорят, что покер является игрой с неполной информацией. Многие салонные игры являются играми с неполной информацией, в отличие от например, шахмат и шашек, в которых игроки видят предыдущий ход соперника.

Карточная игра покер — правила

В покер играют разными колодами — по 32, 36 или 54 карты, но чаще всего используется стандартная колода из 52 листов с равнозначными мастями. Играют несколько участников (обычно от 2 до 10 за одним столом). Значения карт располагаются по нисходящей от туза и далее (король, дама, валет, 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2). Туз может рассматриваться и как младшая карта для образования последовательности (стрит) до 5 включительно, и как старшая (в комбинации с король-дама-валет-10).

Игра в покер состоит из нескольких фаз (в зависимости от разновидности покера), т. н. раундов торговли или улиц (street или стрит;). Каждая из них начинается с раздачи новых карт. После раздачи карт каждый игрок имеет возможность сделать ставку или выйти из игры.

Победителем в покере считается тот, чья комбинация из пяти карт окажется лучшей, или тот, кто сможет вытеснить из игры других игроков с помощью ставок или блеф-ставок и останется один до вскрытия карт.

Комбинации карт в покере

Следует заметить, что часто нижеследующие термины употребляют в традиционных неточных транскрипциях: вместо стрейта — стрит, вместо флаша — флеш/флэш.

Возможные комбинации карт в порядке убывания достоинства:

  • Роял-флаш, или Роял-флэш (англ. royal flush — «королевская масть»): старшие (туз, король, дама, валет, десять) пять карт одной масти: Т-К-Д-В-10.
  • Стрейт-флаш, или Стрит-Флэш (англ. straight flush — «масть по порядку»): любые пять карт одной масти по порядку: 8-7-6-5-4. Туз может как начинать порядок, так и заканчивать его.
  • Каре (англ. four of a kind, quads — «четыре одинаковых»): четыре карты одного достоинства: 3-3-3-3-9.
  • Фул-хаус (англ. full house, full boat — «полный дом», «полная лодка»): три карты одного достоинства и одна пара: 10-10-10-8-8.
  • Флаш, или Флэш (англ. flush — «масть»): пять карт одной масти, например: К-В-8-4-3.
  • Стрейт, или стрит (англ. straight — «порядок»): пять карт по порядку любых мастей: 5-4-3-2-Т. Туз может как начинать порядок, так и заканчивать его. В примере туз начинает комбинацию и его достоинство оценивается в единицу, а пятерка считается старшей картой.
  • Сет/Трипс/Тройка (англ. three of a kind, set — «три одинаковых», «набор»): три карты одного достоинства: 7-7-7-В-3.
  • Две пары (англ. two pairs): две пары карт: 8-8-4-4-2.
  • Одна пара (англ. one pair): две карты одного достоинства: 9-9-Т-В-4.
  • Старшая карта/Кикер (англ. high card): ни одной из вышеописанных комбинаций, например (комбинация называется «старший туз»): Т-10-9-5-4.

При совпадении комбинаций более сильной является комбинация со старшими картами, например 8-8-4-4-2 старше, чем 7-7-5-5-K. Комбинация 6-5-4-3-2 старше, чем 5-4-3-2-Т.

При совпадении комбинаций и кикера (если он находится среди 5 открытых карт) выигрыш делится поровну между игроками с одинаковой комбинацией. Кикером может быть только одна карта.

В некоторых разновидностях покера (они называется Хай-Лоу (англ. Hi-Lo от High-Low), выигрыш может делиться поровну между игроками, имеющими на руках самую сильную комбинацию из карт любого достоинства (рассмотрены выше) и самую слабую комбинацию из непарных карт достоинством не больше 8, например: Т-7-2-4-8 (в слабых комбинациях туз считается картой низшего достоинства). При этом один и тот же игрок может одновременно иметь на руках самую сильную и самую слабую комбинацию карт.

В играх с джокером самой старшей комбинацией считается покер (англ. five of a kind) — каре и джокер, например: 4-4-4-4-Дж.

Торговля в покере

Во всех вариантах покера каждая игра имеет несколько кругов торговли. Это является одной из главных отличительных характеристик игры.

  • В некоторых вариантах покера перед сдачей все игроки вносят одинаковую начальную ставку (лат. ante).
  • В некоторых вариантах покера некоторые игроки вносят первую ставку вслепую (англ. blinds).

В процессе торговли игрок может делать следующие ставки :

  • Поставить, Бет (англ. bet) — сделать ставку;
  • Ответить, Колл (англ. call) — поставить столько же, сколько поставил соперник — уравнять;
  • Поднять, атаковать, рейз (англ. raise) — увеличить ставку — поставить больше, чем соперники;
  • Пасовать, сбросить карты, фолд (англ. fold) — отказаться от дальнейшего участия и сбросить карты;
  • Чек (англ. check) — в ситуациях, когда ставка уже была сделана вслепую или ставки не были сделаны соперниками — не добавлять ставку, оставить «как есть».

Круг торговли заканчивается, когда все соперники сделали равные ставки или сбросили карты.

Сделанные ставки складываются в банк (англ. pot).

Если в процессе последнего круга торговли осталось больше одного игрока, то карты открываются и комбинации игроков сравниваются между собой. Если только один игрок остался в игре, то он забирает банк.

При игре в казино, часть банка казино забирает себе в качестве платы за игру (англ. rake).

Если больше одного игрока победили в игре, банк делится поровну между всеми выигравшими.

При этом надо сказать, что не всегда при игре в покер выигрывает лучшая рука, так как с хорошо продуманной игрой и с блефованием можно выигрывать собственно c более плохими картами, чем у соперника.

В покере существует правило, по которому игрок участвует в игре только теми деньгами, которые он положил на стол — стек (англ. stack). Пополнять стек можно только между играми. Забирать из стека нельзя без ухода из-за стола. В случае если у игрока кончились деньги в процессе торговли, он продолжает участвовать в игре, но не участвует в дальнейшей торговле и на столе образуется дополнительный или побочный банк (или банки) (англ. side pots), которые могут выиграть только оставшиеся соперники.

Часто существует несколько разновидностей одной и той же игры, различие между которыми заключается в размерах ставки, которые могут делать игроки:

  • Лимит (англ. limit) — игроки могут делать только фиксированные ставки или поднимать только на сумму фиксированной ставки.
  • Пот-лимит (англ. pot limit) — игроки могут делать ставки от минимальной до текущего размера банка.
  • Без лимита, ноу-лимит (англ. no limit, NL) — игроки могут делать ставки от минимальной до размеров своего стека.

Стратегия игры в покер

В клубном покере, как и в любой другой азартной игре, не существует чистой оптимальной стратегии игры. Это объясняется большой степенью неопределённости — игроки не знают карт друг друга. Им доступна лишь ограниченная информация — собственные карты, общие карты, а также ход торговли.

Чтобы запутать оппонентов и получить преимущество, игроки используют целый ряд стратегических приёмов, таких как блеф (полу-блеф), получение бесплатной карты, чек-рейз, воровство блайндов.

В условиях неопределённости для принятия оптимального решения в покере широко используется вероятностный подход с определением математического ожидания возможных действий. Во время игры обычно используется подсчёт шансов банка и сравнение его с шансами на улучшение для принятия решения о продолжении игры.

Существует так называемая «фундаментальная теорема покера», авторами которой являются Дэвид Склански (David Sklansky) и Мейсон Малмут (Mason Malmuth): «Всякий раз, когда вы разыгрываете комбинацию отлично от того, как вы бы играли, если бы видели карты всех ваших противников, они выигрывают; и всякий раз, когда вы разыгрываете комбинацию так, как поступили бы, видя все их карты, они проигрывают. И наоборот: всякий раз, когда оппоненты разыгрывают свои комбинации отлично от того, как они бы это сделали, видя все ваши карты, вы выигрываете; и всякий раз, когда они разыгрывают руки таким же образом, как если бы видели все ваши карты, вы проигрываете» .

Данная теорема напрямую вряд ли применима во время игры, однако она подчёркивает важность двух вещей: качественной оценки карт противника, оптимального принятия решений с учетом этой оценки.

История игры в покер

О происхождении самой игры и даже её названия до сих пор идут споры. По одной из версий, название происходит от немецкого слова pochen (стучать). Первые упоминания об игре, похожей на покер, относятся к XVI веку.

Покер как карточная игра существует более 500 лет. Зародился он в Европе: в Испании, Франции, Италии. Правила покера тогда были несколько иными. С течением времени правила покера менялись. Первые письменные упоминания о современном варианте покера появляются в 1829 году в мемуарах артиста Джо Кауэла. В 1834 году в покер стали играть колодой из 52 карт. Однако, как бы ни менялись правила, победитель определялся по наличию у него Покерных комбинаций.

Одно время покер являлся национальной карточной игрой Соединённых Штатов. Он и сейчас является самой распространённой игрой в США среди карточных игр.

Ежегодно проводится множество международных турниров, самым знаменитым из которых считается Мировая серия покера (World Series of Poker, сокращенно WSOP).